Новостной портал Мариуполя  Логин Логин:......Пароль:...  / Войти ...Регистрация  Напомнить пароль
 Театр    Кино    Литература    Музыка    Искусство  

Новостной сайт Мариуполя

Византизм в монументалистике мариупольских художников Леля Кузьминкова и Валентина Константинова

21 апреля 2020, 11:22

0
1482

37 лет тому назад в инженерном корпусе ОАО «Азовмаш» художниками Лелем Кузьминковым и Валентином  Константиновым была создана замечательная мозаика "Люди «Тяжмаша». Монументальное произведение в силу целого ряда объективных причин (ведомственная принадлежность здания, расположение мозаики внутри здания, отсутствие данной работы на выставках и др.), осталась вне поля зрения, как специалистов, так и публики.

Идея украсить фойе первого этажа семиэтажного здания инженерного корпуса мозаикой   принадлежала легендарному директору Карпову Владимиру Федоровичу. Карпов хотел, чтобы и работники завода и гости, уже переступив порог заводоуправления, чувствовали силу и мощь одного из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения Советского Союза. Ведь монументальное искусство призвано увековечить свою эпоху, оно обращено к большим массам людей, зовет их к деянию и подвигу. Донбасс в 70-е 80-е годы был «Меккой» монументального искусства, куда с энтузиазмом ехали столичные художники Виктор Зарецкий, Алла Горская, Галина Зубченко, Эрнест Котков, Валерий Ламах, Борис Плаксий и другие.  Мариупольская стенопись к этому времени обогатилась многими выразительными произведениями и находилась на творческом подъеме.

В. Константинов и Л. Кузьминков во время учебы в Харьковском художественном училище. 1947-1951 гг.

Фото из архива автора

Для воплощения замысла выбор пал на творческий тандем художников Леля Николаевича Кузьминкова и Валентина Константиновича Константинова. Опыт сотрудничества с этими художниками у директора Карпова уже был. Еще в середине 1960-х годов он попросил их украсить серые, однообразные коробки цехов мозаикой, которая бы радовала глаз тружеников завода. Так появился монументальный мозаичный фриз  «Материнство», «Спорт», «Труд» на фасадах комплекса цехов «Азовмаша», получивший восторженные отзывы известных киевских художников-монументалистов Аллы Горской и Галины Зубченко.

Так что на тот момент, это была уже не первая работа Кузьминкова и Константинова в   монументальном жанре. «…Первые работы, осуществленные еще в начале 60-х годов, дали   прекрасные результаты и укрепили авторскую группу, как одну из лучших на Донетчине. Уже тогда, в первой совместной мозаике «Праздник урожая», выполненной на фасаде дворца культуры в греческом селе Урзуф, у художников появилась тенденция  к мощным выразительным формам, органичному единству настенной живописи и архитектуры здания …» - писала искусствовед Н.И. Гетманец в статье «Современное монументальное искусство греков Приазовья» (1996 г.). Греческая национальная идея этого панно уходила корнями в народное декоративное искусство греков Приазовья.

Мозаика «Праздник урожая». Урзуф, Дворец культуры. Фото из архива В.К. Константинова

Мозаика экспонировалась на республиканской   выставке «50 лет монументального искусства советской Украины» и была отмечена во   всесоюзной и республиканской прессе. Так в газете «Лiтературна  Україна» (24. 09.1969г.)   появилась статья Татьяны Чернышовой «Розквiт Приморського» (старое название Урзуфа), которая   высоко оценила первый опыт совместного творчества  Константинова и Кузьминкова. А в   журнале «Искусство» (№12, 1971г) критик М. Пекаровский в статье «Образы Украинской   стенописи» подробно анализирует достоинства этой работы: «…авторы обращаются к   греческим орнаментальным мотивам, характерным для них цветовым сочетаниям, используя и исконно местные художественные традиции. …Цветовая композиция также носит   центростремительный характер: фигура в центре – самая напряженная по цвету, боковые группы выполнены в более сдержанной зеленоватой гамме.»

Значительным вкладом в монументалистику города была мозаика «Металлурги», выполненная Константиновым и Кузьминковым в зале ожидания железнодорожного вокзала в Мариуполе в 1973 году площадью в 100 квадратных метров. О «Металлургах» писала искусствовед Нинель Гаркуша в статье Монументалисты Донбасса» (журнал «Образотворче мистецтво»,  №4, 1978г.): «…Композиція складеться з кількох частин, в яких засобами мистецтва відтворено рiзнi етапи виплавки сталі, окремі технологiчнi процеси, i всі вони складають єдине ціле – динамічне, емоціональне. Автори вдало знайшли структурне i колірне рішення, масштаб більших i менших членувань, елементів – вiдповiдно до простору висоти залу, до глядача».  Лестные   оценки этой мозаике были даны известным художником-монументалистом, учеником великого Диего Риверы – Виктором Арнаутовым. Маэстро особо подчеркивал отсутствие театрального пафоса в этой работе, вообще свойственной советской монументалистике.

Мозаика «Металлурги». Мариуполь, Железнодорожный вокзал. Фото из архива В.К. Константинова

Было сделано множество набросков, эскизов, этюдов будущей мозаики "Люди «Тяжмаша» непосредственно в цехах завода. А когда был сделан эскиз панно в одном тоне то, по свидетельству Сергея Бурова, он уже производил впечатление сильной, законченной работы. Недаром, великий Диего Ривера, считал монохромный рисунок композиции на стене верным и лучшим способом  проверить ее действительные художественные достоинства. В феврале1982 года  республиканским художественным советом в Киеве был утвержден окончательный эскиз мозаичного панно. 18-ти фигурная, панорамная композиция «Люди «Тяжмаша» была посвящена теме союза и торжества Труда и Науки. К тому времени генеральным директором завода уже был И.Д. Нагаевский. К его чести,  он не прекратил сотрудничество с художниками. А советник гендиректора Карпов продолжал живо интересоваться рождением мозаики, являясь даже гарантом авторских прав художников.  

Монументальное искусство в синтезе с архитектурой – одна из самых трудных областей искусства. В данном случае, задача усложнялась небольшой глубиной вестибюля, а  отсюда ограниченностью обзора фронтальной стены помещения, где должна была разместиться мозаика, и низким потолком. И эта проблема требовала от авторов самого высокого уровня профессионального мастерства. Архитектор Тронза учел пожелания художников и сделал фасадную стену из стекла, тем самым, открыв ее на   прилегающую площадь. Этим они расширили обозреваемость мозаики, «раздвинув» стены  помещения. Немаловажную роль сыграл белый потолок. Этот «источник света» увеличил зрительно пространство фронтальной стены  вверх. А нейтральный по цвету пол, с более темными квадратными вставками, расставлял акценты на определенных местах всей картины.

Мозаика «Люди Тяжмаша». Мариуполь, ОАО «Азовмаш».  Фото А. Козлова. Архив автора

С успехом была решена и непростая формально-живописная задача – «посадить» на   плоскость стены крупномасштабные фигуры. Мы видим, как при вытянутом фронтальном  решении композиции органично возникает панорама творцов индустриальных машин:  сварщиков, станочников, инженеров занятых созидательным трудом. Их движения уверенны,   гармоничны, полные достоинства и смысла. Известно, что многие художники-монументалисты стремятся к максимальной обобщенности образов, даже к их условности, чтобы декоративностью усилить эмоциональное воздействие на зрителя. Кузьминков и Константинов пошли иным путем.

В чем же выражается самобытность и новаторство этой мозаики в тождественном ряду других образцов отечественной монументалистики? Прежде всего, это предельно реалистичная трактовка конкретных образов в конкретной производственной среде. Настолько, насколько это допускают законы монументального искусства. Ведь именно в конкретных, предельно реалистических деталях заключена жизненная выразительность образов, их психологическая сила. Акцентируя наиболее яркие черты созданных образов, авторы не впадают в «натурализм», а находят индивидуальные, типичные человеческие характеры, которые не оставляют зрителя равнодушным, а заставляют его сопереживать с их героями. Особенно ярко это выразилось в фигурах дискутирующих инженеров в левой части фронтальной стены. Спиной к зрителю  -  фигура у кульмана. Казалось бы, что можно выразить спиной? Но вся сложнейшая система складок ее облегающих, их ритмика – говорит о напряженной работе мысли, пусть и скрытой от зрителя. Серебристый колорит фигуры усиливает это впечатление. И тут же контраст! Это видно и в масштабах фигур и в их фронтальном развороте прямо на зрителя. И в их ораторском пафосе, обусловленном полемикой. И в накале цвета, где уже преобладают   красные и золотистые тона.

Мозаика «Люди Тяжмаша». Мариуполь, ОАО «Азовмаш». Фото А. Козлова. Архив автора

Далее – новый фрагмент композиции, отделенный дугообразной линией,   ассоциирующейся с деталями огромных машин, изготовляемых рабочими. И снова контраст!   К развернутым фронтально фигурам спорщиков – группа сварщиков из трех человек дана в  профиль в сильном движении. И опять цветовой контраст – красный фон и сами серебристые   фигуры пронизаны золотыми и синими вспышками – лучами льющегося сверху света. Таким    образом, расчленяя композицию на отдельные легко обозримые части и в то же время,    объединяя эти части в стройное и законченное целое, художники добились необыкновенной    цельности изображения. П-образная  лента мозаичного полотна, опоясывающая вестибюль   здания, проникнута певучей мелодичностью. Ритм, движения, позы героев необычайно    пластичны и гармоничны. Сохраняя портретность и индивидуальность, художники нашли в   каждом из них свои неповторимые черты.

Сочный колорит, плотная моделировка, материальность и весомость у них сочетается с тонкой проработкой деталей. Эти качества произведения достигаются, в том числе, и разным   по величине модулем мозаики. Для этого пришлось колоть кусочки смальты на мельчайший модуль. И это была единственная технологическая операция, для исполнения которой были   привлечены подсобники. Всю остальную технологическую цепочку художники выполняли   сами. В данном случае соавторов вдохновлял пример великого Микеланджело, обходившегося без помощников. Выкладывать мозаику из такого мелкого модуля было   чрезвычайно трудно, и требовало больше времени. Кстати наших соавторов вдохновил еще   один пример великих художников – Рафаэля, Брюллова. Как и великие предшественники,  Константинов и Кузьминков  поместили свои автопортреты среди героев произведения. 

Лель Кузьминков на фоне мозаики «Люди Тяжмаша». 2007 г. Фото А. Козлова. Архив автора

Также можно сделать вывод, что художники отлично понимали, как в смальтовой мозаике в удивительной гармонии соединяются изобразительные и декоративные свойства настенной живописи, подчеркивается драгоценность самой поверхности стены. И результат превзошел все ожидания! 100 кв. метров мозаичной панорамы, словно радуга встречала людей переливами цвета и гармонией форм. Палитра синих, золотистых, красноватых и серебристо-серых тонов явственно указывает на связь с традициями византийского колорита.

Самое удивительное, что в таком малом и закрытом помещении как для монументального произведения, изображенные фигуры не давят своей массой, а живут радостной, творческой жизнью,   наполненной смыслом и гармонией. Обращение к традициям византийского искусства, углубленная трактовка образов делают это произведение одним из лучших в их творчестве.

Александр Чернов
Апрель, 2020 г.

  


Оценка: 0    Рейтинг: 0

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.


   Версия для печати  
Отправить другу
 
Письмо редактору





 
Мы на YouTube:
 

Комментарии - 0

Ваш комментарий:
Ваше имя:     Введите код с картинки:



Архив новостей

Мы в соцсетях

Наши контакты

  • E-mail: mail
  • Связь по телефону:
    • +38 (097) 441 16 29
    • +38 (095) 856 74 11

Нам интересно ваше мнение

Просмотреть все опросы
Петр Порошенко Петр Порошенко Экс-президент Украины

Я хочу, чтобы мне называли цену в гривнах, а не в долларах. В долларах у нас цены называться не будут. Кто мне назовет цену в долларах - будет сразу уволен
0201-05-12