Новостной портал Мариуполя  Логин Логин:......Пароль:...  / Войти ...Регистрация  Напомнить пароль
 Театр    Кино    Литература    Музыка    Искусство  

Новостной сайт Мариуполя

«Очень глубокое погружение в трагедию». Спектакль «Вакханки» на ГогольFest 2019 в Мариуполе (18+)

6 мая 2019, 12:39

0
907

30 апреля в рамках театральной программы «Startup Гогольfest 2019» в Мариуполе прошло хореографическое представление-перформанс режиссера Дмитрия Костюминского и одесского театра «ТЕО: театральное пространство» - «Вакханки».

В основе спектакля лежит одноименная трагедия Еврипида, которой уже две с половиной тысячи лет. Постановочная история  пьесы очень велика, даже если брать период только до нашей эры. Но представление нельзя назвать ни архаичным, ни утратившим актуальность.

Первое чем впечатляют «Вакханки», еще до просмотра – своей колоссальной формой. Постановка делится на три акта продолжительностью чуть более часа каждый, плюс два не выделенных антракта. То есть нон-стоп четыре с лишним часа.  Даже для ценителей больших форм, это внушительно. А с точки зрения популярного театра – вообще  как гора Олимп. Это обстоятельство одновременно интригует и настораживает – явно что-то серьезное. Но с другой стороны, сколько известно работ, провалившихся под тяжестью собственного хронометража.

Зрительный зал от начала и до конца представления заполнен искусственным дымом. Он не просто создает особую мистическую атмосферу, но и в переносном смысле связывает сюжет. Завязка происходит как будто в бане или прачечной. Затем та же дымка окутывает ночной клуб, и в макабристическом финале она также оказывается кстати. По сути, спектакль не прекращается ни на секунду, но между актами предусмотрены паузы. Музыкальные. Можно потанцевать с актрисами или выйти на улицу. Но даже эти антракты четко вписаны в композицию постановки и не кажутся неуместными.

По сути, в спектакле остались все основные контрапункты древнегреческой легенды. Молодой полубог Дионис приезжает в родные края, чтобы расширить круг своих почитателей. Но местный авторитет Пенфей, оказывается строгим поборником целомудрия, он вступает с Дионисом в схватку и погибает. Здесь ничего нового. Но режиссерские решения, интерпретации классических сцен и актуальный символизм делают этот спектакль очень неординарной работой.

Пенфей (роль исполняет Иван Макаренко) предстает как наставник некой  группы фанатиков-затворников, где категорически запрещены все контакты с внешним миром, телефон, интернет, книги, журналы, танцы и музыка. Но однажды в этом замкнутом мире как бы само по себе возникает зло в образе прекрасного Диониса. Он появляется в своей естественной и неприкрытой наготе. Андрей Утенков (в роли Диониса) полностью обнаженным исполняет длинный пластический этюд. Ни одна из девушек не в силах устоять соблазну, привычный уклад навсегда  разрушен. Под монашескими одеяниями оказываются сексуальные наряды, а сцена превращается в танцплощадку.

Место действия второго акта - ночной клуб «Дионис» - самое средоточие разврата. Провидец Тиресий превращен в бармена-трансвестита, загораются вывески «Bar faunus» и «WC fatum». Здесь Пенфей пытается противостоять Дионису, но терпит фатальное поражение. «Кто ты?» – спрашивает Дионис.  «Я Пенфей!» - уверенно отвечает тот. «Имя твое как одежда, если снять её - не станет тебя». Дионис играючи выворачивает Пенфея наизнанку. Строгий костюм пастора сменяется на платье проститутки – так режиссер визуализировал победу Диониса. Недавний аскет включается в вакханалию. В последнем акте мать Пенфея обнаруживает сына мертвым. Следует кульминационная и самая драматичная сцена спектакля – плач Агавы (исполняет Надежда Марченко). Трагедия состоялась.

«Вакханки» спектакль бесспорно актерский, но в то же время и нет. На первом плане индивидуальное исполнительское мастерство и взаимодействие всего актерского ансамбля. Завораживающая пластика Андрея Утенкова и неподдельная экспрессия Ивана Макаренко, ритуальная ритмика и синхронная хореография вакханок. Но большое значение здесь играет аудиовизуально сопровождение. В спектакле часто и много используются стробоскопы, дым, живая и сэмплированная музыка. Динамический диапазон представления очень широк  от полной тишины до оглушающего шквала звуков, от кромешной темноты до ослепительного света. Эти контрасты способны впечатлить любого. Даже больше – людям со слабой психикой и гиперчувствительностью к аудиовизуальным эффектам «Вакханок» лучше не посещать.

Бурная и эффектная визуальная сторона «Вакханок» не нанесла ущерб содержательности. Спектакль обращается к зрителям с целой обоймой вопросов глобального масштаба: философия, метафизика бытия, мораль, легитимность авторитетов, гендерные стереотипы, фанатизм и ещё много чего. Вечные вопросы остаются вечными со времен древней Греции.

Сказать, что эти четыре часа пролетели в одно мгновение – нет, это не так. «Вакханки» - можно назвать маленьким испытанием для осознанных «гурманов», способных ощутить вкус и получить наслаждение. Но, и нельзя упрекнуть режиссера, что постановка неоправданно затянута. Кажется, постановщик почти не отвел места экспромты. Композиция детально продумана и строго выстроена, все на своем месте и подчинено общему замыслу. Ощущение чего-то «лишнего» почти не возникает. Разные по содержанию и своему решению акты, формируют органичное и целое пространство, в котором, поместилась эпичная история человеческой природы. «Вакханки» способны шокировать, удивлять, доставлять неудобство, но все ради одной цели – максимального погружения в метафизическую материю театра. Погружение проходит удачно. Вы можете легко выйти со спектакля, но он останется внутри вас ещё надолго.

Иван Станиславский


Оценка: 0    Рейтинг: 0

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.


   Версия для печати  
Отправить другу
 
Письмо редактору





 
Мы на YouTube:
 

Комментарии - 0

Ваш комментарий:
Ваше имя:     Введите код с картинки:



Архив новостей

Мы в соцсетях

Наши контакты

  • E-mail: mail
  • Связь по телефону:
    • +38 (097) 441 16 29
    • +38 (095) 856 74 11

Нам интересно Ваше мнение

Просмотреть все опросы
Виктор Ющенко Виктор Ющенко экс-президент Украины

Я бы его (Крым) не сдал, это точно. Это не была проблема оружия и вооруженного конфликта. Это была проблема политического решения. Поэтому, когда сравнивают численность армии, количество "Градов" и танков, в том числе и в Крыму, то я думаю, что это не имеет никакого отношения к урегулированию тогдашней ситуации на полуострове
2016-08-17